Шпаргалка логическое мышление и его формы

Шпаргалка логическое мышление и его формы

Развитие логического мышления у дошкольников

Кристина Аветисян
Развитие логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников.

Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Расширяется среда деятельности ребенка – от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. У него формируются определенные навыки, способности, умения и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность) .

В этот период интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком, он учится не только понимать речь, но и овладевает фонетикой и грамматикой родного языка.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.

Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать ее выполнение. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.

Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь.

В последнее время часто употребляется слова «логика», «логические операции» по отношению к ребенку, его мышлению.

Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего делать это в игровой форме.

Основными задачами по развитию логического мышления являются:

*Формирование приемов умственных операций дошкольников

*Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

*развивать творческие и интеллектуальные способности через логико-математические игры, дидактические, развивающие, игры на развитие пространственного воображения.

*Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть

себя глазами окружающих.

Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.

Существуют следующие виды мышления:

-Предметно- действенное мышление;

-Наглядно-образное мышление;

-Словесно-логическое мышление.

У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления предметно –действенное: 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.

При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться наглядно-образное внимание – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитиемигровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.

В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, развивается словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – истинное и ложное

— общее, частное и

по аналогии.

Логическое мышлениевключает в себя ряд компонентов:

-умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;

-целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

-умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;

— умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

-умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

В структуру мышления входят следующие логические операции:

Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.

Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.

Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.

Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.

Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.

Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.

От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.

В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк любознательности».

Учитывая положение всеобщей педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.

Все игры и пособия, которые предназначены для развития логического мышления дошкольника, можно условно разделить на несколько типов.

1. К первой категории относятся упражнения, способствующие формированию такой важной для логического мышления функции как память. Перед дошкольником нужно будет поставить игровую задачу, в которой ему предстоит запоминать. Давайте ему для этого ряды картинок, которые он должен будет запомнить, разбив по группам (например, транспорт, мебель, растения, одежда, посуда, животные и т. д.). С этой целью можно использовать яркие привлекательные дидактические карточки с изображениями. Хорошая тренировка памяти возможна также с применением различных кубиков,объемных букв или цифр: выкладывая перед ребенком ряды из тех или иных элементов, предлагайте ему повторить увиденную последовательность.

2. Особую категорию игр составляют логические упражнения, в которых ребенку нужно будет отыскать закономерность или найти недостающую фигуру. Чтобы выполнить такие игровые задания, ребенку нужно будет провести простой анализ путем сравнения предметов, входящих в горизонтальный или вертикальный ряд.

Читайте также:  Как вылечить хеликобактер пилори антибиотиками - препараты для лечения бактерии - БольВЖелудке

3. Важную роль в формировании логического мышления играет умение воссоздавать изображенные на схеме фигуры из нескольких элементов. С этой целью можно использовать различные головоломки на плоскости, состоящие из геометрических деталей. Для этого отлично подойдут известные многим мировые головоломки, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагр» или «Пентамино». Показывайте ребенку схематичную фигуру, составленную из треугольников, прямоугольников, квадратов и ромбов и просите его выложить точно такую же.

4. Развитьнавыки классификации ребенку помогут игры типа: «Найди лишнее». В них дошкольнику предстоит из нескольких изображений отыскать то, которое не подходит к данной группе по какому-либо критерию. Детям 3 лет можно предложить самые простые игры данного типа, постепенно наращивая их сложность. В детских магазинах сегодня не трудно найти специальные игровые наборы карточек для выполнения подобных увлекательных занятий. Полученные в ходе таких игр навыки позволят детям быстрее овладеть смысловой группировкой, с которой они столкнутся в школе.

5. Пространственное восприятие и внимание являются основой и составной частью логического мышления, поэтому важно давать дошкольнику задания и на развитие этих процессов тоже. Предлагайте детям карточки, на которых нужно отыскать различия между двумя изображениями — это поможет улучшить концентрацию внимания. Пространственно-логическое мышление развить помогут самые разнообразные объемные головоломки и конструкторы, благодаря которым ребенок сможет научиться представлять в воображении положение предмета, размещать объекты в пространстве в соответствии с созданным в голове образом. Из современных объемных головоломок очень интересны оригинальные сборные фигуры от Qiddicome, изготовленные из натурального дерева и имеющие различные уровни сложности.

Такие головоломки подойдут как для 3-летних малышей, так и для будущих первоклашек.

6. Развить аналитическое и стратегическое мышление помогут разнообразные настольные интеллектуальные игры, в которых ребенку предстоит просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Например, это могут быть любимые всеми шахматы или шашки, домино, загадки-шарады или популярные сегодня игры-квесты. Для формирования способностей проводить анализ, детям подойдет упражнение «Небылицы», в котором им предстоит отыскать на картине экстравагантного художника те детали или фрагменты, которые нарисованы неверно.

7. Словесно-логическое мышление помогут развить разнообразные игры в слова. Например, широко известные настольные забавы,которые любимы уже ни одним поколением детей: игры типа «Эрудит» или «Словодел».

Игры на логику с дошкольниками можно проводить не только на специальных занятиях сидя за столом, но и — в любое удобное для этого время, даже в путешествиях на прогулке. Большинство упражнений не требует каких-либо специальных приспособлений, например, те же игры на классификацию можно устроить, просто назвав ребенку ряд слов и предложить ему исключить то, которое не подходит к данной последовательности.

Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию важных мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.

Из опыта работы «Развитие логического мышления у старших дошкольников» Формирование логического мышления — важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности.

Конспекты занятий по кружку на развитие логического мышления дошкольников 6–7 лет Кружок по развитию логического мышления «Все по полочкам» (6-7 лет) Конспект занятия №13. Цель: развитие у детей познавательных интересов,.

Консультация «Упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников» Образование уделяет мало внимания развитию логического мышления дошкольников, так как основной целью является научить их использовать готовые.

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления» Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления» Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического.

План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани УТВЕРЖДАЮ Заведующая.

Развитие логического мышления дошкольников Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос.

Развитие элементарных математических представлений и логического мышления у дошкольников В нашем дошкольном учреждении прошла неделя посвященная развитию элементарных математических представлений; развитию логического мышления.

Исследование «Развитие логического мышления у старших дошкольников» Все познавательные процессы: ощущения, восприятия, процессы памяти и воображения получают эффективность, прежде всего, благодаря тому, насколько.

Родительское собрание в старшей группе по теме «Развитие логического мышления дошкольников в семье» Родительское собрание в старшей группе по теме: «Развитие логического мышления дошкольников в семье» Разработал: воспитатель.

Как развить логическое мышление

Логическое мышление — это последовательность рассуждений, которая играет большую роль в повседневной жизни. Она помогает решать деловые вопросы, находить технические решения, справляться с бытовыми задачами, эффективно общаться с людьми.

Логика помогает головному мозгу предотвращать ошибки, возникающие, несмотря на наличие знаний и опыта. В статье вы найдете полезные советы, как научиться логически мыслить, если, бываете недостаточно убедительны для своих собеседников и часто противоречите сами себе.

Что такое логическое мышление

Понятие условно делится на две составляющие: мышление и логика. Первое – это процесс получения и анализа информации, поиск связи между предметами, событиями, другими частями действительности. Для его правильной работы нужна логика, иначе обнаруженные связи будут ошибочными, не смогут отразить истинное положение дел.

Логика имеет несколько определений, часть из которых связана с переводом обозначающего ее слова с греческого языка. Если говорить в общем, то это наука об интеллектуальной мыслительной деятельности головного мозга. Ее основная задача – найти выход из ситуации, используя имеющиеся предпосылки, а также путем размышлений глубже понять особенности и нюансы какого-либо предмета.

Вышесказанное помогает объяснить, что такое логическое мышление. Это мыслительный процесс, требующий применения логических понятий. Он требует доказательств, рассудительности. Предназначен для составления вывода на основе предпосылок.

Логическое мышление обладает пятью свойствами:

  1. Формируется исключительно экспериментальным путем. Человек попал в определенную ситуацию, нашел из нее выход, столкнулся с последствиями и сделал ряд умозаключений. Этот процесс носит название эмпирического познания.
  2. Является приобретенным, а не врожденным качеством человека.
  3. Многие люди неосознанно избегают развития логики, не желая выходить из зоны комфорта .
  4. Логика порой толкает людей на бесчеловечные поступки, поскольку она сродни циничному расчету. Вместе эти два понятия отодвигают самопожертвование и человеколюбие на последнее место. Наглядный пример – маньяки с нарушенной психикой. Страшные для нормального человека поступки для них являются вполне логичными.
  5. Логика четко прослеживается в науке. Взять хотя бы аксиомы, отклонение от которых принято называть расстройством.

Составляющие логического мышления

Как говорится выше, мышление и логика – это инструменты для получения и переработки информации. Процесс предполагает создание некоего образа, который позволяет представить находящийся в другом месте предмет или человека. Он бывает нескольких видов.

Читайте также:  Пятна на коже виды, причины, фото ЖенСОВЕТ

Образно-логическое мышление

По-другому называется наглядно-образным. Представляет собой мыслительный процесс, во время которого человек визуально проигрывает сложившуюся ситуацию. По сути, это воображение, позволяющее воссоздавать в мозге яркие, реалистичные картины. Развитие такого типа логики начинается примерно в полтора года.

Проверить наличие данной способности можно с помощью теста Равена. Психолог показывает человеку шестьдесят таблиц, каждая из которых содержит несколько рисунков без текста. Между собой они имеют некую связь. В нижней части расположено до 8 фигур, одна из которых является недостающей. Испытуемому следует определить закономерность, найти нужную деталь.

Абстрактно-логическое мышление

Позволяет мыслить, используя абстрактные образы, которых нет в природе. Это отличная возможность моделировать взаимоотношения, как с реальными людьми, так и с несуществующими, выдуманными мозгом объектами.

Такой тип мышления состоит из трех элементов: понимание, рассуждение, умозаключение.

Словесно-логическое мышление

Это способ думать, используя при этом языковые средства, конструкции из слов. Требует хорошего владения разговорным жанром.

Словесно-логическое мышление понадобится во многих сферах жизни, к примеру, при выступлении перед аудиторией, написании текстов, в спорах. В список можно включить все ситуации, в которых нужно грамотно излагать свои мысли.

Применение логики

Логика и мышление используются практически во всех сферах жизни. Они понадобятся гуманитариям, экономистам и бизнесменам, ораторам, деятелям искусства. Только в каких-то случаях они будет строгим и формализованным (техника, математика.). В других же больше понадобится воображение. С его помощью человек проанализирует факты, делает выводы.

В основе познания окружающего мира лежат все виды логического мышления. Они помогают освоить ряд полезных жизненных приемов:

  • выбрать тот путь, ведущий к правильному выводу;
  • размышлять быстро и плодотворно;
  • четко излагать информацию;
  • защищать себя от заблуждений;
  • видеть и исправлять ошибки в размышлениях других людей.

Также логика дает возможность в кратчайшие сроки находить аргументы и апеллировать ими в споре.

Особенности развития логического мышления

Человек любого возраста имеет способность принимать и анализировать информацию. Если сказать просто, думать могут абсолютно все, поскольку это врожденная функция головного мозга.

С помощью разных частей логики человек думает, планирует, принимает решения, корректирует поведение. Получается, что можно развить и натренировать логическое мышление.

Процесс познания основ логики состоит из четырех частей:

  • теория;
  • обобщение, сравнение и конкретизация информации;
  • точное изложение мыслей;
  • обучение способности вовремя распознавать заблуждения и видеть ошибки в суждениях.

Когда закладывается логическое мышление

Что такое логическое мышление? Как сказано выше, это умение анализировать информацию, делать выводы. Оно не является врожденным. Способность логически мыслить развивается по мере взросления человека.

Первые задатки логики появляются примерно в полтора года. Это, можно сказать, базовый уровень. Чуть позже, после того, как ребенок идет в школу, у него появляется абстрактная форма логического мышления. И так дальше.

Развитие такого типа мышления нужно начинать с детства. Если с ребенком-дошкольником решать задачи и головоломки, ему будет легче во взрослой жизни сопоставлять факты и принимать решения. Понимая это, специалисты включают такие занятия в программу детского сада и школы.

Как развить логическое мышление

Есть несколько методов развития. Они действуют комплексно, улучшая способность думать в целом, а не какие-то отдельные ее части.

Чтение

Из книг можно почерпнуть много полезной информации. По мнению специалистов, они показывают, как применять логику на практике. Практических знаний здесь гораздо больше, чем в каких-либо специализированных справочниках.

Как развить логическое мышление взрослому человеку с помощью книг? Каждый день читать от 10 листов. Делать это нужно вдумчиво, оценивая и анализируя каждую без исключения строчку. Способность мыслить в этой ситуации будет улучшаться, поскольку человек составляет прогнозы и выводы относительно дальнейшего поведения персонажа.

Можно, конечно, заменить чтение развивающими компьютерными играми. Однако они менее эффективны. Здесь ребенку необходимо выполнить одну поставленную цель, например, спасти принцессу. Он не думает, как она попала в заточение, что с ней будет, если она в нем останется. Нужно просто дойти до победного конца. В книге же принцесса предстает живым персонажем, который имеет прошлое и будущее.

Точно так же происходит и развитие логики у взрослых.

Освоение дедуктивного и индуктивного методов

Оба метода имеют свои особенности. При этом они эффективны в процессе тренировки логического мышления.

Согласно учебникам по психологии, дедукция представляет собой чистую логику, требующую правдивых фактов и аргументов. Есть наглядный пример, касающийся гоночных болидов. Человек понимает, что управление ими имеет ряд особенностей и не подходит для обычных автолюбителей. Себя он причисляет к последним. Логика вместе с дедукцией помогает понять, что он не сможет управлять данным транспортным средством.

Индуктивный метод основан на неправдивых фактах. В этом его главная опасность. Человек рассуждает, принимает ничем не обоснованные решения. Зачастую они неправильны. К тому же, выводы могут превосходить количество фактов. Это явление носит название неполной индукции.

В обоих случаях мышление развивается, если проигрывать в голове те или иные ситуации.

Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее

Самый простой вариант того, как развить логическое мышление. Решая логические задачи, человек прокручивает в мыслях все имеющиеся у него знания. А если взять судоку и японские кроссворды, включаются все типы логического мышления, в том числе абстрактное и образное.

Альтернатива решению головоломок – составление кроссвордов. Часто это даже сложнее, чем отгадывать уже готовые, поскольку нужно задуматься над правильным размещением букв и клеток.

Сюда также можно отнести компьютерные задания на развитие логики, которые подойдут взрослым и детям.

О задачах на логическое мышление можно сказать отдельно. Они бывают шуточными (с подвохом), классическими. Часто это предложения найти неподходящие цифры, буквы, картинки в ряду. Или определить закономерность расположения чисел. Есть несколько примеров:

  1. Есть последовательность цифр: 8, 2, 9, 0, 1, 5, 7, 3, 4, 6. Нужно понять, почему они расположены именно так. (Ответ – записаны в алфавитном порядке).
  2. В доме 4 стены. Все они смотрят на юг. Вокруг бродит большой медведь. Какого цвета у него шерсть? Ответ – белая. Все стены могут смотреть на юг только на Северном полюсе.
  3. В ряду 5 слов: сельдь, кит, акула, тунец, треска. Какое лишнее? Ответ – кит. Это млекопитающее. Остальные – рыбы.

Решать подобные задачи рекомендуется вместе с детьми.

Знакомство с иностранными языками

Еще одно упражнение для логического мышления. Освоение незнакомых языков заставляет головной мозг работать в полную силу. Но при чем здесь логическое мышление? Человеку приходится сопоставлять фразы, отдельные слова, а также находить между ними общее.

Для улучшения умения логически мыслить можно записаться на языковые курсы или воспользоваться видеороликами из сети интернет.

Курсы, книги для развития и тренировки мышления

Звучит неожиданно, но одним из учебников по развитию логического мышления является «Шерлок Холмс» Артура Конан Дойля. В этой книге рассказано о том, как пользоваться логикой в жизни. Из других полезных трудов выделяются:

  • «Прикладная логика» Н. Непейвода;
  • «Учебник логики» Г. Челпанов;
  • «Логика» А. Ивин;
  • «Основы логической риторики» А. Матвеева, А. Сарапульцева;
  • «Логика в вопросах и ответах» В. Вечканов, Н. Лучков.
Читайте также:  Развитие и воспитание детей

Чтение подобной литературы — это возможность не только развить логическое мышление, но и улучшить дедукцию, научиться пользоваться аргументами в споре, принимать правильные решения.

Полезные советы

Для развития логики недостаточно уделять внимание задачам, разгадывать ребусы, кроссворды, читать специализированную литературу. Есть еще ряд советов:

  1. Левшам стоит научиться писать правой рукой и наоборот. Благодаря этому улучшится работа менее развитой части головного мозга.
  2. Время от времени менять вид деятельности. К примеру, на протяжении часа-двух делать что-то одно, а после сменить работу.
  3. Читать детективы, стараясь предугадать, как поступит главный герой и другие персонажи в том или ином случае. Это процесс способствует развитию дедукции.
  4. Объяснять свои действия, поступки. Тщательный анализ ежедневных происшествий дает возможность построить логические цепочки, сделать выводы касательно того, как лучше поступить в следующий раз.

Также стоит чаще бывать на улице. Прогулки улучшают работу головного мозга в целом.

Для чего нужно развивать логику

По мнению многих, умение логически мыслить не так уж нужно, ведь прожить можно и без него. Это ошибочное суждение, потому что логика и поступки имеют тесную взаимосвязь. Взять, к примеру, людей, живших в древние времена. Они выжили благодаря логике. Каждый день им приходилось анализировать то, что происходит вокруг, делать на основании этого выводы. Если сосед умирал после того, как съедал неизвестный плод, другие понимали, что повторять его действия не стоит. И это касается всех сфер жизни, включая садоводство и земледелие.

Знание того, как правильно развить логическое мышление, помогает и современному человеку. С его помощью он поднимается по карьерной лестнице, строит взаимоотношения с окружающими, >борется за свое мнение.

Итак, логическое мышление – незаменимый помощник каждого человека. Оно не появляется с рождения, а приобретается по мере взросления. Поэтому его развитию следует уделять особое внимание. Помогут в этом чтение классической и специализированной литературы, решение кроссвордов, изучение иностранных языков.

Мыслительные операции

Мыслительные операции

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Ссылка на основную публикацию
Шиповник полезные свойства и противопоказания, советы и рекомендации —
ПАНКРЕАТИТ - СЕРЬЕЗНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ПАНКРЕАТИТ - СЕРЬЕЗНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ Симптомы панкреатита у взрослых и детей различаются в зависимости от формы заболевания....
Чудеса иммунотерапии в руках талантливых врачей oncobudni — ЖЖ
Иммунотерапия рака: от выживания к выздоровлению Премию по медицине в 2018 г. Нобелевский комитет присудил 70-летнему Джеймсу Эллисону (США) и...
Чудо средство спасает от всего
Местнораздражающие средства Гиппократ Меновазин (Menovasin) - отзыв Растянули мышцы? Продуло? Прихватило шею/спину/поясницу? Старый добрый Меновазин Вам в помощь! Всем доброго...
Шишка (шарик) за ухом у ребенка что это, Комаровский, фото
Причины и лечение шишки за ухом у ребенка Причины Доброкачественные образования Эпидемический паротит Врожденный свищ околоушной области Киста Механические повреждения...
Adblock detector