Шпаргалка для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы»

Шпаргалка для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы»

Мнемотехники на практике

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Читайте также:  Индап инструкция по применению, аналоги, состав, показания

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением.

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Мнемотехника и приемы запоминания

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

Читайте также:  Докорм и грудное вскармливание правила и причины для докорма

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком

Если спросить педагогов, осуществляющих работу по заучиванию стихотворений с детьми, испытывают ли они при этом трудности, большинство ответит утвердительно и подчеркнут, что формальный, лишенный всякого творчества подход превращает такого рода речевую деятельность в непривлекательный процесс. В итоге наблюдается плохое запоминание текста, забывание или перестановку слов, неэмоциональное, невыразительное чтение. Кроме того, часто дети пытаются запомнить текст механически, не понимая смысла, это не лучший способ заучивания, так как художественные тексты содержат в себе эмоциональную нагрузку, выражают определённые чувства, которые требуется выразительно донести до слушателя.

Что делать, какие средства использовать, чтобы процесс заучивания стихов приносил радость и удовлетворение детям? На помощь приходят приёмы мнемотехники, которые помогут предельно повысить запоминание, сохранение и воспроизведение художественного текста. Также в практике заучивания отлично проявили себя мнемотаблицы. Принцип их действия заключается в том, что на каждое слово или фразу придумывается символ (картинка), который помогает принять информацию сразу двум органам чувств – зрительному и слуховому, что повышает качество запоминания и воспроизведения текста.

  • Принципы действия мнемотаблиц
  • Этапы работы над стихотворением с помощью мнемотаблиц
  • Заключение

Принципы действия мнемотаблиц

Отметим, что для кодирования стихотворения достаточно даже простейшего изображения к строчке или целому четверостишию. Необязательно быть профессиональным художником, чтобы изобразить описываемые в произведении предметы или действия. В мнемотаблице схематически возможно отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей. Методика мнемотаблиц разработана подробно, с необходимыми инструкциями, что не вызывает затруднений в применении.

Объём статьи не предполагает расширенного описания методики, поэтому остановимся на главных её принципах. Начинается работа с построения мнемоквадрата, который соответствует конкретному слову. Например, заучивается стихотворение «Белая берёза» Сергея Есенина. Оперируя словом «берёза», педагог предлагает рассмотреть символическое обозначение дерева. Это должен быть простой и доступный детям рисунок, который они могут выполнить самостоятельно. Затем аналогично поступаем с другими словами, например, «окно», «снег», «ветки» и т. д. Так дети начинают постепенно понимать, что означает символ слова.

В начале обучения предлагаются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее возникают цветные образы: снег – белый, ветви ели – зелёные, небо ‒ голубое. Затем, по мере овладения конкретными навыками изображения предметов используются чёрно-белые символы, чтобы не отвлекаться на их яркость.

Последующая работа над стихотворением предполагает постепенный переход от мнемоквадратов к мнемодорожкам, которые обозначают целые стихотворные фразы. Так идёт поэтапное запоминание и дальнейшее воспроизведение стихотворения по условным символам.

После усвоения необходимых первоначальных знаний о символах детей подводят к действиям с мнемотаблицами. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста обучаемых. Таким образом, всё стихотворение фиксируется схематически.

Читайте также:  Ацикловир при вирусном конъюнктивите 2

Педагоги отмечают, что по мере обучения дети активно включаются в создание собственной схемы. После этого они по памяти, используя только символическое изображение, воспроизводят целый текст.

Этапы работы над стихотворением с помощью мнемотаблиц

Разработанная методика использования мнемотаблицы при запоминании стихотворения предполагает, что работать с детьми в этом направлении эффективнее всего поэтапно. В принципе возможны различные вариации, это будут авторские разработки, но уже стала классикой следующая схема занятий.

Итак, чтобы вызвать у детей интерес к произведению, надо быть немного актёром. Лучше выучить стихотворение наизусть для свободного оперирования стихотворными фразами, подходящей интонацией и жестикуляцией.

Далее идёт работа по объяснению детям непонятных слов и активизации новых. Например, в предлагаемом стихотворении «Белая берёза» есть следующие сложные слова — бахрома, кайма, кисти, которые сначала обсуждаются, а затем обозначаются символами.

Беседа по содержанию стихотворения — приём классический, но в плане мнемотехники крайне важный, так как облегчает запоминание и дальнейшее воспроизведение художественного текста.

После этого переходите к рассматриванию иллюстраций и подготовленных заранее мнемодорожек, проводите повторное чтение стихотворения с установкой, что это произведение будет разучиваться наизусть.

Следующий этап работы над текстом предполагает, что дети самостоятельно проговаривают отдельно каждую строчку стихотворения с помощью мнемодорожки, а затем читают текст целиком с опорой на мнемотаблицу.

Когда стихотворение будет выучено, предложите детям создать книгу стихов из мнемотаблиц, которая при рассматривании поможет воспроизводить выученные художественные тексты.

Заключение

Практика показала, что дети лучше учат стихотворение наизусть, когда рисуют его при помощи картинок-символов и затем при воспроизведении опираются на них. Использование этого приёма облегчает и практически ускоряет процесс запоминания информации, повышает интерес к изучаемому произведению, что немаловажно при передаче выразительности текста.

Мнемотаблицы для заучивания стихов

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Педагог выразительно читает стихотворение.
  2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
  3. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  4. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  5. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  7. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

А. Барто «Весна идёт»
Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.
Вполдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянулось озеро корочкой стекла.
Расколол я тонкое, звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
Вот весна идёт!
-А это я работаю,
Разбиваю лёд.

Наше тело
Посуду мыть – палец болит,
Воду носить – палец болит,
Письмо писать – палец болит,
А суп готов – палец здоров.

Осень
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.

Лес. Деревья
Вышла Маша на крыльцо (для детей старшей группы)
Вышла Маша на крыльцо:
Вот растет деревцо,
Вот растет другое,
Красиво какое!
Стала Машенька считать,
Насчитала ровно пять.
Все деревья эти
Сосчитайте, дети!

Ива (для детей подготовительной группы)
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?

Овощи
В руки овощи берем …

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

Хозяйка
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)

Фрукты
В руки фрукты мы берем …

В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.

Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.

Садчикова Ирина Геннадьевна
учитель-логопед
г. Тольятти

Ссылка на основную публикацию
Шиповник полезные свойства и противопоказания, советы и рекомендации —
ПАНКРЕАТИТ - СЕРЬЕЗНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ПАНКРЕАТИТ - СЕРЬЕЗНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ Симптомы панкреатита у взрослых и детей различаются в зависимости от формы заболевания....
Чудеса иммунотерапии в руках талантливых врачей oncobudni — ЖЖ
Иммунотерапия рака: от выживания к выздоровлению Премию по медицине в 2018 г. Нобелевский комитет присудил 70-летнему Джеймсу Эллисону (США) и...
Чудо средство спасает от всего
Местнораздражающие средства Гиппократ Меновазин (Menovasin) - отзыв Растянули мышцы? Продуло? Прихватило шею/спину/поясницу? Старый добрый Меновазин Вам в помощь! Всем доброго...
Шишка (шарик) за ухом у ребенка что это, Комаровский, фото
Причины и лечение шишки за ухом у ребенка Причины Доброкачественные образования Эпидемический паротит Врожденный свищ околоушной области Киста Механические повреждения...
Adblock detector