Коррекция темпа речи (тахилалия и брадилалия) логопедом-дефектологом и психологом

Коррекция темпа речи (тахилалия и брадилалия) логопедом-дефектологом и психологом

Тахилалия и брадилалия — нарушения темпа речи

Тахилалия и брадилалия — это нарушения, при которых страдает темп речи, становится ускоренным или наоборот замедленным. Эти нарушения влекут за собой сложности в коммуникации и провоцируют развитие психических нарушений.

  • Симптомы тахилалии и брадилалии
  • Причины возникновения заболевания
  • Коррекция и лечение

Стоит помнить, что в некоторых случаях данные заболевания являются симптомом неврологических нарушений. Например, тахилалия чаще всего встречается у тревожных детей. А брадилалия может быть симптомом серьезного психического заболевания у взрослых. Для того чтобы исключить нарушения такого рода следует обратиться к логопеду при появлении первых симптомов.

Симптомы тахилалии и брадилалии

Брадилалия — замедленная артикуляционная речь. Признаки проявления:

  • Необоснованно длинные паузы между словами и звуками в словах.
  • Замедленное чтение и письмо.
  • Монотонность в разговоре: без выражения и смысловых ударений.

Противоположное заболевание брадилалии — это тахилалия (тахифразия). У детей с таким заболеванием артикулярная речь настолько быстрая, что они выговаривают 20-30 звуков за секунду вместо положенных 10-12-ти. Кроме того, быстрая речь содержит:

  • запинки,
  • повторение информации и ее перефразирование,
  • «проглатывание» окончаний и слов.

Такое заболевание влечет за собой нарушение скорости письма.

Причины возникновения заболевания

Тахилалия и брадилалия диагностируется как у детей и у взрослых и часто сопровождается психическими нарушениями. Причины возникновения имеют как психологический, так и биологический характер. Главное — не оставлять болезнь без внимания, так как она со временем прогрессирует, мешает общению в социуме и учебе.

Главное — не оставлять болезнь без внимания, так как она со временем прогрессирует, мешает общению в социуме и учебе

Тахилалия и брадилалия могут быть вызваны:

  • передачей дефекта по наследственной линии;
  • предрасположенностью к заболеванию;
  • экзогенными факторами, которые могут способствовать развитию заболеваний;
  • интоксикацией плода (алкогольное или пищевое отравление беременной);
  • резус-конфликтом, травмой головы, менингитом, энцефалитом и т. д.;
  • психологическими травмами и расстройствами (ошибки в воспитании ребенка, недостаток внимания и общения);
  • подражанием другим, кто также страдает от нарушения темпа речи.

Коррекция и лечение

Чтобы установить нормальный темп и ритм речи, следует пройти курс коррекции у специалистов. В центре коррекция речи проходит по специально разработанным методикам.

Рекомендуем пройти комплексную диагностику при первичном обращении — совместную консультацию логопеда-дефектолога, клинического психолога или психотерапевта и остеопата. В процессе такой диагностики каждый специалист дает оценку проблеме и собственное заключение. Это позволяет уточнить диагноз и выявить возможные сопутствующие нарушения, подойти к проблеме комплексно не упустив детали.

В результате такой диагностики в каждом конкретном случае специалисты подбирают и включают в коррекционную программу те техники и методики, которые оптимально подходят клиенту в соответствии с типом проблемы, возрастом, индивидуальными особенностями и другими выявленными показателями.

Коррекционный маршрут при тахилалии и брадилалии включает:

  • ДЭНАС-терапию;
  • Forbrain;
  • Логопедический массаж;
  • Сеансы остеопатии;
  • Песочную терапию;
  • Биоакустическую коррекцию;
  • Упражнения для коррекции скорости разговора (логоритмика, отбивание темпа, хлопки, речевая зарядка, прослушивание образцов правильной речи).

При необходимости специалисты дополнительно направляют на консультацию к неврологу для медикаментозного лечения.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог, психотерапевт и остеопат центра определят индивидуальные причины нарушения темпа речи, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Читайте также:  Почему жирная пища – это не то, от чего повышается холестерин

Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

Брадилалия

этиология, патогенез, симптомы, методика логопедической работы, рекомендуемые упражнения

Брадилалия — это патологически замедленный темп речи. Замедленность речи обусловлена затруднениями артикуляции вследствие поражения бледного шара и черного вещества головного мозга или мозжечка. Выделяют так называемую мозжечковую брадилалию, обусловленную поражением мозжечка и его путей, которая нередко сочетается с другими нарушениями речи, например со скандированной или неправильно модулированной речью. Брадилалия может отмечаться при общей психической заторможенности, деменции, психо-органическом синдроме. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства речи определяются как патологические. В истории изучения нарушения темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. С конца XIX века ее определили как отдельное нарушение темпа речи.

В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, М. Зееман, М. Е. Хватцев), экзогенные факторы (интоксикация), психологические причины (воспитание). Брадилалия может быть как самостоятельное нарушение темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, при органических заболеваниях центральной нервной системы, опухолях головного мозга.

Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Речевая характеристика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Голос теряет модуляцию. Неречевая симптоматика при браджилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые.

Патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.

Выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица, Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика у детей не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.

При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и речи. Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.

Основные упражнения:
1. Произношение речевого материала различной сложности, чтение.
2. Занятия по логопедической ритмике.
3. Упражнения, активизирующие внимание.

Рекомендуются также медикаментозная, психологическая помощь. Весьма полезны занятия спортом, выполнение упражнений направленные на координацию движений, точность, смену скорости и ритма движений.

1. Счет в быстром темпе.

В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.
Как вариант задания:
— посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),
— посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа),
— посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).

Читайте также:  Омник при простатите, инструкция, курс лечения, отзывы

2. Произнесение слогов со стечением согласных.

Четко произносить слоги, например:

тра-дра тро-дро тру-дру
пра-бра про-бро тры-дры
кра-гра кро-гро тро-дре
фра-вра фро-вро
тру-дру тры-дры
пру-бру пры-бры
кру-гру кры-гры
фру-вру фры-вры

сби-зпи азба-аспа апша-абжа апша-абжа
сба-зпа озбо-оспо опша-обжа опшо-обжо
сбо-зпо узбу-успу ипша-ибжа упшу-убжу
сбу-зпу изба-испа упша-убжа ипши-ибжи
сбы-зпы ызба-ыспа ыпша-ыбжа епше-ебже

По аналогии можете самостоятельно составить любые другие слоги, но важно, чтобы было стечение согласных.

3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово.

Например: мак — рак — бак.
Предлагаю несколько слов: сон, суп, пар, дом, шар, ром, ток, мир, тир, душ, щит, зуб, стол винт, миска, пушка, тачка, корова, кочка, ночка, шишка, санки, парта, салат, белка, палка, цапля, бабочка, ручка и т.д.

4. Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа речи.

5. Для детей 5-7 лет и младших школьников советую упражнение на объяснение фразеологизмов.

Предварительно расскажите ребенку, что такое фразеологизмы (идиомы). Разберите несколько идиом, которые Вы используете в своей речи.

Быстро одним — двумя словами объяснить значение фразеологизмов:
— не вешай нос
— тянуть за язык
— считать ворон
— расстилать уши
— как с гуся вода
— не лыком шит
— намылить шею
— устроить головомойку
— заварить кашу
— посадить в калошу
— разделать под орех
— выносить сор из избы
— бить в одну точку
— яблоку негде упасть (курочке негде клюнуть — как вариант)

Можете использовать любые другие фразеологизмы по своему выбору.

6. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, постепенно увеличивая темп речи.

Скороговорки можете подобрать по своему выбору или использовать те, которые я предлагаю.

— Капа лопаткой копала канавку.
— Коваль выковал коню крепкие подковы.
— Ссорились сороки из-за ссора.
— Брат с братом брели по Арбату.
— Лезут козы в грозу в лозу, лозу козы в грозу грызут (И. Демьянов)
— Лара у Вали играет на рояле.
— Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
— Течет речка, печет печка.
— В гнездышке яички — выведутся птички.
— Сене все бы спать на сене.
— У Сени и Сани в сетях сом с усами.
— Щипцы да клещи — вот наши вещи.
— Тащу, не дотащу. Боюсь, что выпущу.
— В лесу слышен шелест листьев.

Большой выбор скороговорок представлен в книге: И. Г. Сухин. Веселые скороговорки для «непослушных язычков» Ярославль. Академия развития, 2007

7. Чтение текста (лучше использовать стихи) в сопровождении быстрого ритма. Это может быть отстукивание, отхлопывание или удары метронома.

1. В. С. Кочергина. Брадилалия, тахилалия, спотыкание / Расстройство речи у детей и подростков. — М., 1969. — с. 214-226
2. К. П. Беккер, М. Совак Логопедия. — М., 1981
3. М. Г. Генинг. Учусь правильно говорить. Учпедгиз, 1939 (выпуск первый)
(из этой книги взяты предложенные в статье скороговорки)

Комментарии к статье
Брадилалия

02.09.2010, 20:56
Ольга

Читайте также:  Мозжечок плода по неделям таблица (норма, патология)

Спасибо, у Вас полезный,замечательный сайт.СПАСИБО. 09.08.2019, 22:36
Антон

Перезвоните мне пожалуйста 8 (953) 367-35-45 Антон.

Поиск по основным рубрикам каталога

Найдено изданий: 116

Волкова Л.С., Логопедия.Методическое наследие. В 5-и кн.,Книга 5. Фонетико- фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. Пособие для логопедов и студ. пед. вузов — 2003 (Библиотека учителя-дефектолога)

Волкова Л.С., Логопедия.Методическое наследие. В 5-и кн.,Книга3. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. Пособие для логопедов и студ. пед.вузов — 2003 (Библиотека учителя-дефектолога)

Волкова Л.С., Логопедия.Методическое наследие. В 5-и кн.,Книга 2. Нарушение темпа и ритма речи. Заикание.Брадилалия.Тахилалия. Пособие для логопедов и студ. пед. вузов — 2003 (Библиотека учителя- дефектолога)

Волкова Л.С., Логопедия. Методическое наследие. В 5-и кн.. Книга I. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 частях. Часть1: Нарушения голоса. Дислалия. Пособие для логопедов и студ. дефектол.фак. пед. вузов — 2003 (Библиотека учителя-дефектолога)

Пятибратова Н. В., Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. Для детей 4-6 лет — 2010 (Развитие речи «Шаг за шагом»)

Логопедам и воспитателям ДОУ с планами и конспектами

Белякова Л.И., Заикание. учебное пособие для студентов пед. ин-тов — 1998

Логопедия. Учебник для дифектол. фак. пед. вузов — 2002 (Корекционная педагогика)

Волкова Л.С., Логопедия. Учебник для вузов — 2003 (Коррекционаая педагогика)

Волкова Л.С., Логопедия.Методическое наследие. В 5-и кн.,Книга 4. Нарушение письменной речи. Дислексия. Дисграфия. Пособие для логопедов и студентов пед. вузов — 2003 (Библиотека учителя-дефектолога)

Лалаева Р. И., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников — 2004 (Коррекционная педагогика)

Белякова Л. И., Логопедия. Заикание. Учебник для вузов — 2003 (Высшее профессиональное образование)

Поваляева М. А., Справочник логопеда — 2002

Миссуловин Л. Я., Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. Учебное пособие — 2002 (Коррекц. педагогика)

Туманова Т. В., Исправление звукопроизношения у детей. Дидактический материал. Учебно-метод. пособие для логопедов, воспитателей и родителей — 1999 (Коррекционная работа в спец. дошк. учреждениях)

Ткаченко Т. А., Учим говорить правильно. система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей — 2001 (Практическая логопедия)

Ткаченко Т. А., Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — 2001 (Практическая логопедия)

Логопедия. Учебник для дефектол. фак. вузов — 2004 (Коррекционная педагогика)

Леонова С. В., Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. Учеб. пособие для вузов — 2004 (Коррекционная педагогика)

Логопедия в школе. Практический опыт — 2004 (Педагогическое образование)

Селиверстов В. И., История логопедии. Медико-педагогические основы. Учебное пособие для студентов вузов — 2004 (Gaudeamus)

В предлагаемом хрестоматийно-учебном пособии впервые в ретроспективе систематизируются сведения об истоках, зарождении и развитии медико-педагогических основ современной логопедиикак отрасли специальной (коррекционной) педагогики. Пособие адресовано студентам дефектологического профиля высших и средних специальных учебных заведений. Оно будет интересным самому широкому кругу специалистов и читателей, интересующихся проблемами детского языка и речи

Ссылка на основную публикацию
Коричневые выделения при беременности в первом, втором триместре на поздних сроках
Почему у беременных появляются темные выделения При вынашивании ребенка вполне нормальным явлением считается наличие выделений, но далеко не все они...
Копрограмма — Как сдавать кал на анализ, расшифровка анализов
Сдача анализа кала на скрытую кровь: подготовка к анализу. Что можно есть для достоверных результатов? Анализ крови может указывать на...
Кора белой ивы полезные свойства, состав, инструкция по применению
Кора белой ивы - лечебные свойства, применение и противопоказания Купить кору белой ивы Вы можете в одной из наших фито-аптек...
Коричневые выделения при беременности на ранних сроках (без болей, темные, бурые)
Коричневые выделения во время беременности При беременности выделения коричневого цвета — о чём свидетельствуют? Конечно, самый волнительный период беременности —...
Adblock detector