Физиологическое развитие малыша в 11 месяцев ~ Блог о детях

Физиологическое развитие малыша в 11 месяцев ~ Блог о детях

Физиологическое развитие малыша в 11 месяцев

Развитие ребенка в 11 месяцев отличается появлением новых индивидуальных черт характера, а также ускорением физиологического роста. В этом возрасте малыш уже может сказать первое слово или сделать первый самостоятельный шажок.

Кроме приобретения новых умений происходит закрепление уже усвоенной информации. Процесс развития у каждого ребёнка индивидуален, но есть и общие черты.

Физиологические особенности грудничка

Вес ребенка в 11 месяцев составляет в среднем 9 -10 кг,

а рост малыша равен 72-74 см.

За месяц малыш прибавит около 250-400 гр. и подрастет на 1,5-2 см.

К тому же на этом этапе у малыша успевает вырасти 5-8 зубов (в некоторых случаях 3-4 зуба или они вообще отсутствуют). Пищеварительная система полностью сформирована и готова к употреблению грубой пищи. Ребёнку можно дать попробовать продукты, которые едят взрослые члены семьи (овощи, фрукты, разнообразные каши). Жёсткую пищу, такую как яблоки или сушки дают, только если прорезались как минимум 4 зуба. Умеренное употребление более грубых продуктов поможет сформировать правильный прикус.

Если мама планирует свернуть кормление грудью в ближайшее время, то стоит давать обычную еду чаще, а грудное молоко всего 1 раз в сутки. Ребёнку по-прежнему нельзя готовить жареную, жирную, острую, солёную пищу. С осторожностью вводят в прикорм продукты, способные вызвать аллергию. Чаще всего это: апельсины; мёд; помидоры; коровье молоко; орехи и грибы.

Мышечная система окрепла и ребёнок уже пробует передвигаться самостоятельно, слегка придерживая взрослого за руку. Кроме этого малыш зачастую уже умеет садиться из любого положения и сам поднимается на ноги. У некоторых детей эти умения появляются чуть позже.

Отсутствие уверенных навыков ходьбы считается нормой до 1,5 года. Если по истечении этого периода ребёнок не станет ходить самостоятельно, родителям стоит обратиться к педиатру или ортопеду.

Развитие любого ребёнка происходит в индивидуальном темпе, поэтому не все укладываются в установленные рамки.

Психоэмоциональное поведение ребенка

В 11 месяцев практически у всех детей главной чертой характера становится любознательность. Окружающий мир груднички изучают с помощью прикосновений и зрения. Этап, когда ребёнок боялся чужих, постепенно подходит к концу. Теперь он охотнее идёт на контакт с другими детьми и взрослыми. Когда 11 месячный малыш оказывается в компании своих сверстников он может начать неосознанно копировать их поведение и привычки. Людей часто приходящих в гости он начинает узнавать и быстро привыкает к только что появившимся незнакомцам.

Свои желания ребенок уже может выражать с помощью простых звуков и слов. Кроме этого он становится способен отзываться на просьбы окружающих (покажи, брось, дай, посмотри). Сделав что-то он может ожидать похвалы со стороны родителей.

Ребёнок становится настойчивее. Если какое-то действие не получается с первого раза, он повторяет попытку, пока не достигнет результата.

Ближе к году малыш уже способен воспринимать слова окружающих и реагировать на них соответствующим образом. И хотя многие слова для него еще остаются загадкой, тон голоса он улавливает прекрасно. Расширяется и эмоциональная палитра чувств самого ребёнка. Хорошее настроение быстро сменяется на плохое и наоборот. Если грудничку что-то запрещают он может начать капризничать.

Иногда плач и капризы могут служить средством манипулирования. Ребёнок замечает, что стоит только заплакать — мама сразу же появляется. Однако, важно понимать, что плохое настроение может сигнализировать о плохом самочувствии и научится отличать обычные капризы от болезни.

Что должен уметь малыш в 11 месяцев

В возрасте 11 месяцев дети с каждым днём становятся всё самостоятельнее и хорошо справляются с разными задачами. Например:

  • с лёгкостью забираются на небольшие возвышения (кресло, диван, ступенька);
  • пытаются ходить самостоятельно, без чьей-либо помощи;
  • уверенно передвигаются за руку со взрослыми;
  • кивают в знак согласия или мотают головой в качестве отрицания;
  • умеют самостоятельно пить из бутылочки или поильника;
  • пытаются кушать ложкой или вилкой;
  • обозначают некоторые свои действия звуками;
  • быстро передвигаются на четвереньках;
  • пытаются произносить слова;
  • умеют захватывать мелкие предметы или, по просьбе родителей или других взрослых, указывают на них пальцем;
  • внимательно рассматривают иллюстрации в книгах и имеют переворачивать страницы;
  • выделяют свои любимые игрушки среди остальных;
  • складывают из кубиков небольшую башенку или собирают пирамидку;
  • оборачиваются на звук своего имени.

Хотя и считается, что мальчики отстают в развитии и начинают говорить чуть позже чем девочки, учёными доказано, что развитие детей в физическом и эмоциональном плане в этом возрасте не зависит от пола и находится практически на одном уровне.

С некоторыми детьми это так, но всегда существуют исключения из правил. Главное отличие между мальчиками и девочками в этом возрасте заключается в манере общения со сверстниками, активности и в выборе любимых игрушек.

Девочки более спокойны и могут надолго увлечься игрой с кубиками или собиранием пирамидки. К тому же девочки охотнее контактируют со взрослыми и играют с другими детьми. А вот мальчики предпочитают более энергичные игры, редко сидят на одном месте и нередко стесняются при первом знакомстве со сверстниками.

Осмотр у врачей и вакцинация малыша

В первые месяцы жизни закладываются основы здоровья ребёнка. Поэтому при наличии каких-либо жалоб следует немедленно записаться на приём и получить консультацию педиатра. Визиты в поликлинику способны выявить врождённые заболевания или склонность к ним, а также раннюю стадию только зарождающейся болезни.

В возрасте 11 месяцев малышу необходимо посетить педиатра для профилактического осмотра. Доктор проводит общий осмотр, оценивает состояние здоровья ребёнка, проверяет прибавил ли малыш в весе. Кроме этого, у специалиста можно проконсультироваться по поводу закаливания и лечебной физкультуры.

Согласно календарю прививок, в возрасте 11 месяцев никаких прививок малышу не ставят. Исключение возможно лишь в ситуации, которая предусмотрена индивидуальным графиком прививок.

Уход за малышом

В 11 месяцев возрасте полным ходом идёт приучение к горшку. У всех малышей этот процесс протекает по-разному. Один ребёнок быстро привыкает, а другой игнорирует горшок и плачет.

Изменяется и режим дня ребёнка. На дневной сон уделяется чуть меньше времени. Некоторые груднички вместо 2-х раз днём спят только 1. Большая часть дня теперь уходит на познание окружающего мира. Однако за сутки малыш всё равно должен спать не менее 10-12 часов. Ночной сон становится спокойнее. Ребёнок на ночное кормление просыпается реже (2-3 раза за ночь).

На прогулку следует выходить не менее двух раз в день. Причём лучше, если один выход будет активным (песочница, игры с другими детьми), а другой полностью займёт обеденный сон.

Если возникают проблемы с укладыванием на ночь или ребёнок слишком возбуждён эмоционально помогут простые ритуалы перед сном: тихая колыбельная, чтение сказки перед сном, спокойная музыка или расслабляющий массаж.

Чтобы процесс укладывания на ночь проходил чуть легче, за 1.5-2 часа до сна исключают подвижные игры. Наилучшим занятием на этот период времени станет купание.

Для маленького ребёнка очень полезны занятия общеразвивающей гимнастикой или лёгкий массаж. Правильно выполненные упражнения укрепляют детский организм и развивают ребёнка. В качестве массажа подойдут поглаживания, растирание мышц и лёгкое пощипывание.

Очень полезно для укрепления организма закаливание. Ребёнок может ходить босиком по тёплому песку, ковру с мягким ворсом, прохладной плитке. Кроме того, в магазинах продают специальные ортопедические коврики, которые имитируют различные поверхности. В возрасте 11 месяцев лучше приобрести вариант, для малышей только-только начинающих ходить.

В 11 месяцев ребёнка уже можно научить ухаживать за собой. Например, надеть носочки или панамку, застегнуть сандалии.

Игры и упражнения для развития

Главная задача родителей в период до года — максимально помочь малышу в закреплении двигательных, речевых и игровых умений и направить его формирование в правильное русло.

В первую очередь необходимо по возможности брать ребёнка на руки. Это касается и тех малышей, что уже умеют ползать или даже ходить. Физический контакт поможет сохранить чувство близости с матерью. Кроме этого, психологи рекомендуют во время игры садится на пол, рядом с малышом. Видя выражение лица взрослого ребёнку проще учится перенимать эмоции и общаться.

В этом возрасте важно развивать речевой аппарат. Главные помощники в этом деле — речевые игры. Одна из простейших — доставать из коробки разные игрушки и пытаться вместе с малышом дать им название. Если ребёнок во время игры произнёс слово, обозначающее какую-то вещь можно вместе с ним поискать этот предмет.

Для развития речи важно постоянно разговаривать с ребёнком. Делать это можно не отрываясь от домашних дел. Например, описывать свои действия во время приготовления пищи или уборки.

Общение со сверстниками очень важно на этом жизненном этапе. Интерактивные коврики, детские музыкальные игрушки или телевизор уже не достаточно, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в играх. Завести новых друзей помогут прогулки на детской площадке или игры в песочнице.

Читайте также:  Причины желтого цвета мочи и его оттенков у женщин, мужчин, ребенка

Развитие речевого аппарата тесно связано с мелкой моторикой. Активные игры с кинетическим песком, пластилином, соленым тестом или глиной развивают ловкость и стимулируют речь. Практически все дети в этом возрасте любят проводить время с мамой на кухне. Малыш может пересыпать крупы из одной тарелки в другую или рисовать на гладкой поверхности, посыпанной мелкой крупой.

Однако не теряйте бдительности, не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, малышу будет интересно взять ее в рот или засунуть ее в нос или ухо. Это не единственная опасность, которая существует для ребенка такого возраста. Подробнее о безопасности в доме мы говорили в этой статье.

В этом возрасте во время игры с ребёнком можно начинать разыгрывать мини-сценки с сюжетом. Самый простой вариант — уложить спать куклу или переодеть её, покормить игрушечную собачку. Во время игры ребёнок своим поведением может стараться рассмешить или удивить взрослых.

Развивающих методик для детей много. Одна из самых популярных — карточки Домана. На специальных карточках изображены предметы и слова, их обозначающие. Все изображения объединены общей тематикой. Например, «Животные», «Транспорт», «Продукты». Мама или папа демонстрируют карточку в течении нескольких секунд, проговаривая при этом название изображённого предмета. Во время занятия учитывают несколько моментов:

  • нельзя мешать малышу рассмотреть изображение;
  • одну карточку показывают не чаще 3 раз в день;
  • необходимо постараться прекратить занятие до того, как малыш потеряет интерес;
  • старые наборы по мере изучения необходимо заменять на новые;
  • занятия должны быть систематическими.

Чтобы укрепить ножки и развить навык ходьбы необходимо насколько это возможно отказаться от ходунков. Вместо этого лучше использовать игрушки, которые ребёнок сможет катать самостоятельно. Игрушка-каталка с ручкой или маленькая коляска с куклой внутри — отличный вариант для 11-месячного малыша.

Возможно с первого раза некоторые задания будут казаться слишком трудными для ребёнка. Однако не стоит забывать, что дети не перестают развиваться ни на минуту. И то, что казалось сложным сегодня, завтра станет забавной игрой.

Малышу 11 месяцев

На этом этапе развития малыш во всем стремится подражать маме, папе, братику или сестричке.

Малышу 11 месяцев: РАЗВИТИЕ

На этом этапе развития малыш во всем стремится подражать маме, папе, братику или сестричке. Теперь его привлекают не столько игрушки, сколько реальные предметы из мира взрослых: мобильные телефоны, часы, пластиковая посуда… Для гармоничного развития ребенка постарайтесь найти для него такие занятия, где бы он мог полностью удовлетворить этот интерес.

Учимся ходить

В 11 месяцев малыш уже умеет самостоятельно вставать на ножки, и теперь ваша задача – научить его ходить с поддержкой. Привлеките внимание малыша яркой игрушкой и, придерживая за ручки, побудите его сделать несколько шагов. Затем дайте ему возможность немного пройтись самостоятельно, но будьте готовы подстраховать малыша, если он вдруг устанет или потеряет равновесие.

Для развития мышц придержите малыша под мышками и предложите ему немного потанцевать. Сгибая и выпрямляя ножки под музыку, ребенок получит огромное удовольствие, а заодно подготовит свои мышцы к будущим пешим прогулкам. Пригласите потанцевать с вами и старшего ребёнка – так у вас получится настоящая семейная дискотека.

Действия с предметами

Малыш продолжает изучать свойства предметов, сравнивая их между собой в различных играх. Но если раньше его интересовали только внешние свойства (форма, размер, вес, цвет, текстура), то теперь его гораздо больше занимает механизм действия. Взяв в руки новую игрушку, малыш пытается понять, можно ли ее разобрать на части, будет ли она издавать звук, если на нее надавить, и менять форму, если ее потянуть в разные стороны. Чтобы побудить малыша искать скрытые свойства предметов, предложите ему несколько похожих по форме, размеру и цвету коробочек, но разных по материалу и наполнению. Например, одна коробочка будет из мягкого картона – во время игры малыш сможет ее мять, рвать, бросать на пол. Другая коробочка тоже будет из картона, но наполненная игрушками. Обнаружив ее содержимое, малыш будет играть с ней совсем по-другому: открывать и закрывать крышку, доставать предметы и складывать их обратно. Третья же коробочка будет жестяная, с одной деталью внутри. Ребенок с удовольствием начнет ее трясти, прислушиваясь к звонким звукам, идущим изнутри, а затем откроет крышку и достанет сюрприз.

В этом возрасте малыш с энтузиазмом повторяет многое из того, что делает его братик или сестричка. Предложите детям поиграть вместе: например, построить башню из кубиков или покидать друг другу мячик.

Развиваем понимание речи

К 11-ти месяцам малыш уже знает названия многих предметов и животных, однако необходимо и дальше развивать его пассивный словарный запас. Лучше всего для этой цели подойдут детские книжки с большими картинками.

Изучая с ребенком книжку, обращайте его внимание на иллюстрации и называйте изображенные предметы: это домик, это деревце. Пойте песенки из книги, при этом варьируйте тембр голоса и меняйте интонации, чтобы поддерживать интерес ребенка к сюжету. Такое чтение будет с интересом слушать и старший ребёнок. Читайте детям часто, но не долго, делая перерывы на игры и занятия. Таким образом, вы развиваете их мышление, расширяете словарный запас и с самого детства приучаете любить книги.

Развитие активной речи

Играйте с крохой в речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, пока-пока, ку-ку, ква-ква. Это станет еще одним шагом в развитии общения между Вами и ребенком.

Малышу 11 месяцев: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

11 месяцев – это важный этап в развитии крохи, когда у него начинают формироваться представления о том, что можно делать, а что нельзя. В своих действиях он полностью ориентируется на реакцию взрослого, старается привлечь вас к своим играм и открытиям. В то же время, он уже знает слово «нельзя» и реагирует на него без бурных протестов. Именно в этот период закладываются основы будущего поведения ребенка. Будьте внимательным и мудрым воспитателем, и малыш, стараясь заслужить вашу улыбку и поощрение, будет радовать вас новыми и новыми достижениями.

Рост и вес

В 11 месяцев рост малыша составляет 73-76 см, вес – 9 200-10 500г.

Движения

В 11 месяцев малыш уже умеет стоять без поддержки. Более того, он может присесть, а потом выпрямиться без опоры, наклониться из положения стоя и поднять с пола какой-либо предмет. Однако ходить без поддержки ребенку пока сложно, поскольку его мышцы еще не достаточно развиты. Некоторые рекордсмены могут сделать самостоятельно несколько шажков, но большинство детей учатся ходить только в возрасте 12-14 месяцев.

Действия с предметами

Малыш уже умеет последовательно выполнять несколько действий с одной целью. Например, он может открыть коробочку, чтобы посмотреть, что находится внутри; снять шарики с ленты, чтобы их покатать; высыпать мелкие предметы из одной емкости, чтобы переложить их в другую.

Также в этом возрасте малыш учится воздействовать на один предмет с помощью другого. Например, во время прогулки малыш палкой откатывает от себя мяч, а совочком поднимает упавший листик.

Взяв в руки новый предмет, ваш маленький первооткрыватель внимательно рассматривает его со всех сторон. Сначала малыш изучает внешние свойства вещи: форму, вес, цвет, размер, текстуру, затем начинает искать скрытые свойства: нет ли у игрушки составных частей, которые можно вынуть и вставить вновь, может ли она издавать звук при нажатии или менять форму при сдавливании…Такие игры свидетельствуют о том, что малыш учится сопоставлять новые игрушки с уже имеющимися и действовать по аналогии. Это – важный этап в развитии мышления и расширении кругозора ребенка.

Понимание речи

Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, находить все предметы и игрушки, которые вы называете. Теперь, по вашему поручению, он может выполнить несколько связанных действий подряд: открыть шкафчик и достать свою чашечку, взять мыльце и вымыть ручки. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте его хвалить.

Одно и тоже действие, если оно заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит его останавливать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.

Читайте также:  Психосоматика герпеса причины заболеваний, Луиза Хей, Лиз Бурбо, у женщин, мужчин, ребенка - на губе

Активная речь

К 11-ти месяцам ребенок начинает произносить первые слова. Пока это в основном короткие звукоподражания, но малыш вкладывает в них столько смысла, как в целое предложение. Например, простым словом «ам-ам» ребенок может сообщить вам, что он голоден, намекнуть на то, что у вас в руках его любимое лакомство и он не прочь его отведать, или рассказать о том, как он кормит с ложки куклу.

Речь малыша становится важным средством общения: с помощью коротеньких слов и звуковых сочетаний малыш делится с вами своими желаниями, наблюдениями и переживаниями. Обязательно отвечайте крохе на все его возгласы, чтобы ваше общение было взаимным.

Эмоции

Поведение ребенка в 11 месяцев становится все больше похожим на то, как ведут себя взрослые. Дети уже понимают, что в большом мире вокруг них не все доступно для исследования, и спокойно реагируют на слово «нельзя». Зато сколько усилий прилагает малыш, чтобы вызвать одобрение мамы! Он с большой охотой выполняет набольшие поручения: найти предмет, отдать игрушку, положить ключи на столик. Малыш будет в восторге, если вы поручите ему сложить порезанные яблоки для компота в кастрюльку и затем подобрать к ней подходящую крышку.

Игры с бытовыми предметами очень полезны для крохи. С одной стороны, они расширяют его кругозор, а с другой стороны, дают первые навыки поведения в семье.

Общение с ребенком в этот период может быть основано не только на играх, но и опираться на язык жестов. В 11 месяцев малыш уже может усвоить простейшие жесты: да – кивок головой, нет – покачивание.

Эти навыки ребенок может применять и в общении с другими детьми. Так, если на одной площадке оказываются дети одного возраста, которые еще не умеют говорить, то они выражают свою взаимную симпатию жестами и восклицаниями. Малыш сразу выбирает себе одного товарища и тянется к нему, а затем они с интересом друг за друга изучают. В 11 месяцев малыш еще не понимает, как можно играть с другими детьми, и пока он только наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия. Тем не менее, такой опыт очень важен для развития социальных навыков ребенка, и дает ему первое представление о взаимоотношениях между людьми вне его семьи.

Малышу 11 месяцев: ПИТАНИЕ

Сбалансированный рацион обеспечит малыша энергией на весь день

В одиннадцать месяцев организм ребенка значительно окреп, а желудочно-кишечный тракт сформировался настолько, что может принимать практически все продукты. С этого возраста в рацион малыша входят каши, отварные и сырые овощи, рыба, мясо, кисломолочные продукты, хлеб и фрукты. Однако в меню все еще есть двухразовое кормление грудным молоком или смесью. Для этого лучше всего подходит утреннее и вечернее время.

Как разнообразить питание малыша?

Для полноценного питания детей 11 месяцев в ежедневном меню обязательно должны быть супы, паровые, запеченные или тушеные овощные и мясные блюда.

В качестве мясного блюда можно приготовить фрикадельки, паровые котлеты или суфле из разных сортов мяса.

На гарнир лучше всего подать пюре из тыквы, кабачка, моркови, брокколи, или овощное ассорти и омлет из яичного желтка.

В рацион стоит ввести зелень и салаты из сырых овощей, заправленные йогуртом, растительным маслом или сливками.

Вкусным и питательным десертом станет пудинг из творога, кисель, компот из сухофруктов с небольшим количеством сахара или настой шиповника.

Рекомендуемое меню для ребенка в 11 месяцев

  • Оптимальное время завтрака – 8.00. В качестве основного блюда подойдет каша – примерно 180 г. На десерт можно предложить 40-50 г любимого фруктового пюре и натуральный сок (не более 50 мл).
  • Через 4 часа – в 12.00, малышу дают обед. Этот прием пищи более плотный и включает овощной суп, приготовленный на воде, половину яичного желтка, тщательно измельченное мясное пюре (70 г), пшеничный сухарик, а также сок – около 70мл.
  • Полдник в 16.00 позволит подкрепиться перед ужином. Он может включать 50г домашнего или готового фруктового пюре, 50 г нежирного творога, печенье и кефир или йогурт – примерно 120мл.
  • Ужин следует предлагать не позднее 20.00. Лучшими блюдами для вечернего приема пищи является каша или овощное пюре – 100 г. Также малышу следует дать 100 мл смеси или грудное молоко.
  • В 24.00 рекомендуется дать ребенку грудное молоко или 200мл смеси. Это позволит ему спокойно спать до самого утра.

ВАЖНО! До года нежелательно вводить в прикорм продукты, способные вызывать аллергию: цитрусовые, экзотические фрукты, орехи, неразбавленное коровье молоко, речную рыбу.

Еду нужно готовить на пару или отваривать, без специй и пищевых добавок.

Необходимо следить за качеством и свежестью продуктов, или же использовать готовые пюре и каши известных производителей.

Именно сейчас малыш начинает проявлять самостоятельность, а значит, пора научить его есть ложкой и пить из чашки без помощи взрослых.

Несмотря на то, что у ребенка интенсивно прорезаются новые зубы, ему все еще сложно пережевывать пищу, поэтому степень измельчения должна отличаться от «взрослой».

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш рос здоровым. И очень важно, чтобы малыш правильно питался, так как полноценный рацион питания обеспечивает быстрое и правильное развитие ребенка, укрепляя пищеварительную систему и иммунитет.

Особенности развития ребенка в возрасте 11 месяцев

Впереди у ребенка – первый юбилей. Если подумать, то новорожденный через 4 недели после рождения и малыш в 11 месяцев – почти ровесники. Но как ощутима разница! Что можно сказать о развитии ребенка в 11 месяцев? Чем он может порадовать родителей и себя? Своей активностью, природной пытливостью, усовершенствованием полученных за эти месяцы навыков и кое-чем новеньким.

Физическое состояние

Основной момент, который может вызвать тревогу слишком мнительных родителей, – в последние месяцы ребенок стал меньше расти и набирать вес. Но это совершенно нормально, учитывая, что он сейчас похож на маленький вездеход на батарейках: двигательная активность с того момента, как малыш встал на четвереньки, выросла в разы. Так что к 11 месяцам кроха вырос всего на 1 см и набрал где-то граммов 300. Сейчас его рост может быть от 66 до 80 см, вес – между 7 и 12 кг.

Физическая активность сейчас достигла такого уровня, что родителям постоянно нужно быт начеку: малыш может бесконечно падать, оступаться, терять равновесие, «не вписываться» в двери. Поэтому следует максимально обезопасить для крохи доступную ему территорию, оснастив доводчиками, держателями и заглушками все, что возможно, убрав с пути ребенка все опасное, мелкое, все электрошнуры, «ездящие» коврики, стеклянные предметы.

Что же умеет 11-месячный малыш?

  • Уверенно и подолгу сидеть с ровной спинкой без опоры.
  • Садиться, вставать из положения сидя, лежа, на четвереньках.
  • Много и уверенно ползать – это сейчас любимое занятие малыша.
  • Подниматься по ступенькам, держась за опору.
  • Залезать на кровать или диван, спускаться с них правильно, доставая до пола ножками.
  • Ходить около опоры, иногда отрываться от нее и самостоятельно стоять какое-то время.
  • Координация стала намного лучше: теперь, чтобы поднять с пола упавшую игрушку, крохе не обязательно плюхаться на попу: он может наклониться или присесть, а чтобы взять игрушку, раскрывает ладошку по размеру этой игрушки.
  • Более совершенной стала крупная моторика: кроха сам держит чашку, может собрать пирамидку, башенку из 2–3 кубиков, перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.
  • Прогресс произошел и в развитии мелкой моторики: ребенок уже самостоятельно держит ложку, умеет брать предметы пальчиками, поэтому может поднять с пола, например, едва заметную крошку. Может отрывать кусочки от листа бумаги, отщипывать небольшие кусочки пластилина.

Во время подобных занятий не оставляйте кроху одного, чтобы он не проглотил вредные частицы.

Ели говорить о режиме дня, то здесь видимых изменений за последние 2 месяца не произошло. Малыш спит примерно 13-14 часов в сутки, кушает 5 раз, как было и на 9-м месяце. Его рацион все больше похож на рацион взрослого человека.

Здесь стоит помнить 2 важных момента.

  1. Для полноценного развития ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 4 часов ежедневно. Если не позволяет погода, можно проветривать помещение.
  2. За 1,5–2 часа до сна важно прекратить все бурные и шумные увеселения, подвижные, эмоциональные игры, чтобы к ночи психика крохи успела настроиться на сон.

Психическое развитие

В этой сфере тоже произошел настоящий прорыв. Например, сейчас малыш может многократно повторять одно и то же действие, добиваясь результата (скажем, нанизывать на стержень непослушное колечко пирамидки или залезать и слезать с табурета). Такая способность к концентрации внимания свидетельствует о правильном развитии психики.

Читайте также:  Состав духов - интересная информация о создании ароматов

Развитие 11-месячного ребенка в психоэмоциональном плане поистине впечатляет.

  • Сейчас кроха больше доверяет людям, к которым родители проявляют расположение.
  • Может выполнить разнообразные простые просьбы (подай, подними, покажи, дай, принеси, помаши ручкой, скажи то-то, сделай как мама).
  • Находит и приносит названную игрушку.
  • Активно подражает взрослым во всем, копируя не только их звуки или интонации, но и модели поведения. В своих играх, которые становятся уже сюжетно-ролевыми, 11-месячные дети имитируют стереотипы поведения папы или мамы, которые у них уже сложились. Теперь это не просто груднички, а маленькие члены общества: мальчики стараются вести себя как мужчина, девочки – как женщина (хотя еще не осознают свою принадлежность к определенному полу). Первые водят машинки, возят грузы, что-то строят или ремонтируют, проявляют силу и ловкость, лазая по стульям или тумбочкам; вторые – готовят, качают и кормят кукол, убирают в игрушечном домике, наряжаются в мамины вещи, красят лицо ее косметикой.
  • Подражая взрослым, малыш с удовольствием играет с ними в пальчиковые игры («ладушки», «сорока-ворона»). Ребенок хлопает в ладошки, загибает пальчики, развивая тем самым мелкую моторику, способствующую развитию речи.

Сейчас самое время воспользоваться подражательным этапом развития детской психики, чтобы своим примером приучать ребенка, например, умываться и чистить зубки каждое утро, здороваться и прощаться (пока на доступном уровне).

  • Память тоже совершенствуется. Ребенок теперь может запомнить людей, приходящих в гости не так часто; помнит, что эта игрушка сломалась вчера, а после обеда пора идти гулять; помнит и узнает на фото своих родных; помнит, что, если взять кнопку, уколешься.
  • Также кроха стал более внимательным. Он может выбрать из трех игрушек названную, понять, какой из трех игрушек не стало (мама убрала). Вообще игра в «прятки — ку-ку» стала оной из самых любимых. Спрятанный предмет малыш будет искать, понимая, что он все равно есть, а найдя спрятавшуюся маму, придет в неописуемый восторг.
  • Скачок произошел и в развитии логического мышления. В 11 месяцев маленький человечек уже в состоянии производить такие сложные мыслительные операции, как конкретизация и обобщение. То есть он имеет представление о похожем множестве и может выделить из него отдельный предмет по конкретному признаку: например, из всех машинок – пожарную, понимая при этом, что все остальные – тоже машинки. Но если не назвать конкретный признак («подай птичку»), он может подать любую игрушку или картинку, которая в его понимании является птичкой (цыпленок, курочка, сорока, воробей).
  • Основным и самым главным стимулом к достижению какой-либо цели для крохи этого возраста является родительская похвала. Если он что-то сделал неправильно или нарушил какой-либо запрет, родители должны спокойно и дружелюбно объяснить ему, почему это неправильно или нельзя, и помочь все сделать как надо. А вот когда у него получится – искренне и эмоционально похвалить его за это.

Автономная речь на пути к совершенству

Кто будет спорить с тем, что ребенок этого возраста не просто «энерджайзер», но еще и неумолчный тараторка? Теперь он не просто лепечет, а умеет объяснить маме, чего хочет, так, чтобы она его поняла. Хотя посторонним понять их «диалоги» бывает трудно. Такая «автономная речь», понятная только членам одной семьи, является неотъемлемым этапом на пути к освоению полноценных навыков говорения.

Уже сейчас на этом пути заметен очевидный прогресс.

  • В активном лексиконе крохи есть несколько простых слов: на, дай, ам, бай-бай, да. Возможно, малыш уже произносит «мама» и «папа».
  • Пассивный словарь его намного шире (то, что ребенок пока не может произнести, но уже понимает). Кроха понимает обращение к нему, простые просьбы, знает названия многих предметов и действий, животных, растений, игрушек. Развитие пассивного словарного запаса – необходимое условие для совершенствования его разговорной речи, ведь постепенно, по мере развития речевого аппарата все эти слова перейдут в речевой актив ребенка.
  • Активно развивается звукоподражание. Малыш воспроизводит многие звуки: голоса птиц, животных, звук разных видов транспорта, шум ветра, дождя и т. д. Без этого также невозможно развитие речевых навыков. Помочь ребенку можно в игровой форме, прося изобразить тот или иной звук. Ведь играть детки любят больше всего.
  • Речевая жестикуляция – верный признак того, что мозг крохи уже готов к обучению говорению. Если во время общения с окружающими он требовательно протягивает ручку вперед, то все идет как надо. Ему сейчас пока еще сложно выразить все, что хочется, и активная жестикуляция несколько компенсирует речевое несовершенство. Поэтому даже если малыш пока не говорит, но во время «общения» со взрослыми делает специфические жесты ручками, – он готов к тому, чтобы научиться. Ему нужно только помочь.

Как помочь заговорить?

Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.

  • Активная речевая среда вокруг него. Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т. д.
  • Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания.
    Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он?
  • Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
  • Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
  • Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.

Как помочь малышу в развитии?

Чтобы ребенок развивался гармонично, важно на каждом возрастном этапе помогать ему в этом, обращая внимание на его двигательные навыки, манипуляции с предметами, логику, речь, мышление, социализацию. Следующий блок советов поможет расставить нужные акценты.

  1. Физическая форма. Ее укреплению способствует максимальная подвижность. Пусть кроха на прогулке толкает перед собой свою коляску, а возвращаясь, поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или перила. Пусть преодолевает на игровой площадке посильные препятствия. Кроме этого, важно проводить с ребенком укрепляющую гимнастику, состоящую из упражнений на поднимание туловища из положения лежа, сгибание-разгибание ручек и ножек с их круговыми движениями; а также наклонов, поворотов, приседаний.
  2. Социализация. Ей способствует общение с ровесниками, детками постарше и взрослыми, например, на прогулке. Пусть кроха учится взаимодействовать без конфликтов (в этом должны помочь родители).
    Способствуют навыкам поведения в социуме и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются различные роли женщин и мужчин. Для этого полезно приобрести недостающие игрушки: набор детской мебели, посуды, инструментов.
  3. Крупная моторика развивается при различных манипуляциях с большими предметами: кубиками, пирамидами, мячами.
  4. Развитию логического мышления, памяти, мелкой моторики способствуют игрушки-сортеры, матрешки, вкладыши, рисование, лепка, мозаика.

На этом этапе очень важно установить с малышом доверительные, дружелюбные отношения. Избегать криков, необоснованных запретов, наказаний. Чаще эмоционально хвалить, обнимать, выказывать свою любовь, несмотря на какие-то оплошности крохи. В ближайшее время поддержка и понимание родителей малышу ох как понадобятся. Ведь впереди у него – не только первый юбилей, но и первый в жизни возрастной кризис: он будет учиться принимать себя как самостоятельную личность, со своей личной территорией, правами и желаниями.

Ссылка на основную публикацию
Фарингит, симптомы и лечение в Москве
Острый фарингит: симптомы и лечение Вы можете не знать, что сухой кашель и боль при глотании являются симптомами фарингита. И...
Уход за ногтями ребенка как стричь ногти новорожденному на руках и ногах
Когда можно начать стричь ногти младенцу, и как это делать правильно? Когда в доме появляется новорожденный перед родителями встает ряд...
Уход за чувствительной кожей – NIVEA
Программа ухода за зрелой кожей KORA 40+ Протокол процедуры Достоинства Состав комплекта Утром и вечером лицо очистить кожу выбранным очищающим...
Фармакотерапия кашля в оториноларингологии ТРУДНЫЙ ПАЦИЕНТ
Комбинированные противокашлевые препараты Выделяют две группы противокашлевых средств: Средства центрального действия: – опиоидные (наркотические) препараты – кодеин, этилморфина гидрохлорид; –...
Adblock detector